Каковы мои шансы? Автор: Костарев Сергей (ТСК "Созвездие", Пермь). ©15.03.2011 Если такой вопрос не возникает в голове у пришедшего учиться бальным танцам человека, значит, на данный момент, шансов научиться сносно танцевать у него нет. Он, этот шанс, появится только после того как сформируется озвученный вопрос. Лично я под определением «сносно танцевать» понимаю уровень танца сильного В-класса для тех, кто в танцах с детства, и Д-класса для тех, кто пришел во взрослом возрасте. Как правило, подавляющее большинство приходящих пробовать себя в бальных танцах не ставит себе задачу добиться серьезных спортивных результатов. Детей обычно отдают ради всестороннего развития, взрослые приходят ради поддержания себя в тонусе или познакомиться. Но!!! Бальные танцы далеко не единственный вид танцев, однако, человек чем то же руководствуется, выбирая именно этот вариант … Я, в свое время, хоть и пришел ради того, чтобы была какая-то двигательная нагрузка телу, в тайне, очень хотел двигаться примерно так же, как пары «Профессионалов», которых, время от времени, показывают по телевизору. У меня даже тогда девиз был: «полгодика похожу, заодним и танцевать научусь». Почему я выделил слово "Профессионал" в кавычках? Потому, что тогда я не был в курсе, что в бальных танцах слово «профессионал» не совсем то, что мы привыкли понимать под этим. Скажем прямо, что абсолютно все пары, которые вызывают своим танцем у нас восторг, начинали как «любители». Потом малая часть из них уходит в «танцующие профессионалы». Подавляющая же часть бальных танцоров высокого уровня до сих пор являются «любителями», а «профессионалами» становятся, уходя на тренерскую работу. Таким образом, я понял, что «любитель» в бальных танцах звучит гордо… Первое переосмысление себя в бальных танцах случилось со мной после первых 3х месяцев занятий. Я попал в качестве зрителя на турнир по спортивным бальным танцам. И тут со мной произошел глубочайший ступор аж на 2 недели. Записываясь в группу для занятий бальными танцами, я не ставил перед собой цели танцевать так же круто как взрослые спортсмены-бальники. Хотелось быть всего лишь на них похожим. Но, когда я увидел как танцуют Дети-0 (5-6 лет от роду) и сравнил их со своим танцеванием, мне стало за себя стыдно… Именно тогда, я впервые задумался на счет своих шансов научиться танцевать бальные танцы и у меня появился шанс... До недавнего времени я пытался всем и каждому, особенно в интернете, доказать, что, если ты пришел учиться танцам, то учись так, чтоб тебе не было мучительно стыдно за результат. К сожалению, на сегодня оказалась более модна тенденция: «если в танце тебе хорошо, значит ты достиг своей цели»… Примерно так на сегодня выглядит идеология социального подхода к танцам. Честно говоря, меня несколько напрягает этот идеологический прием, ибо он убивает танец как искусство. Но я прекрасно понимаю, что для большинства пробующих себя в танцах подобный вопрос вообще не возникает никогда. Таким обычно достаточно выучить базовый шаг и пару тройку фигур на уровне шагов. Их большинство и имя этому легиону «социальные танцы». Мы же будем говорить о тех, кто вырос из социалки (в смысле его не устраивает уровень социального танцевания). Я почему так акцентировал вопрос по поводу социальных танцев? Потому, что, если Вы хотите научиться танцевать, а не просто выучить шаги – забудьте про социальный подход к обучению! Применительно к бальным танцам это железобетонное правило. Самый минимальный результат от занятий бальными танцами появляется не ранее чем через полгода от начала занятий. Среднестатистическое время, требующееся для воспитания хорошего партнера – 10 лет, партнерши – 3 года (при условии, что партнер уже воспитан). Имеет смысл крепко подумать, прежде чем пробовать себя в бальных танцах. Стоит ли овчинка выделки?!... Вас это не пугает, тогда имеет смысл читать дальше. Так как почти всегда инициатором начала занятий являются взрослые (детей отдают в танцы родители, сами осознано идут уже тоже взрослые люди сколько бы лет им не было), попробую расписать необходимые и достаточные условия в общем и целом, как для начинающих родителей танцоров, так и для взрослых начинающих танцоров. 1. Бальные танцы - это очень дорогой вид спорта!!! Если ваш доход не подразумевает свободных средств, у вас нет шансов затанцевать и ваш удел - социальные танцы. Потолок в этом случае для пары со средним уровнем обучаемости Е-класс. 2. БТ требует крайне системного подхода к занятиям! Если у вас нет свободного времени, либо у вас еще куча интересов и дополнительных нагрузок, у вас нет шансов. Тот же Е-класс лет через надцать в лучшем случае. 3. Если у вас слабый характер (не бойцовский), неуравновешенная психика, непобедимые комплексы и фобии, у вас нет шансов. В этом случае даже о Е-классе разговаривать глупо. 4. Если вы не можете ужиться ни с одним партнером(шей), шансов нет. 5. Если вы не планируете участие в турнирах, вы никогда не затанцуете. Чуть подробней по каждому пункту: 1. За свою недолгую танцевальную практику (9 лет) я уже достаточно плотно столкнулся с проблемой финансирования своих занятий. Если в первые месяцы я посещал зал 2 раза в неделю по 45 минут (тогда это у меня еще были социальные танцы), считал каждую копейку, чтоб лишнего не платить, то сегодня за 3 дня семинара, я безропотно отдаю больше 10000р. и сожалею, что индивидуалок можно бы и побольше взять… Первую свою танцевальную обувь я купил на наши деньги за 1050р. переживая, что она такая дорогая. Сейчас стараюсь брать только Галекс (3700р. в Москве), который не очень ноский, зато крайне мягкий и удобный. И хватает мне его в лучшем случае на сезон. Первые танцевальные костюмы, ради экономии, я шил сам, по максимуму снижая себестоимость (примерно 1000р), потом брал с рук секонд-хэнд за полцены (1й фрак за 3000, второй за 10000). Сейчас танцую во фраке пошитом персонально на меня (25000р). Раньше я выходил только на местные турниры, сейчас не реже раза в месяц еду в другой город. А это, кроме взноса за участие, еще и дорога, проживание и питание. Скажу прямо, у меня не случилось никакого наследства, я не стал много зарабатывать на основном производстве. Желая повысить свои шансы я просто стал больше работать, чтоб покрыть дополнительные расходы. По мере увеличения танцевального роста приходится заниматься чаще в принципе, брать уроки у продвинутых танцоров и педагогов и выглядеть на паркете не хуже конкурентов, то есть дорого. Но, надо все же четко понимать, что самое затратное в бальных танцах это преподаватель. Все остальное стоит дешевле… 2. Что такое системный подход к занятиям? Как я заметил, каждый «чайник» пытается трактовать это так как ему выгодно… Самое смешное, что разницы нет никакой: то ли это родитель, то ли это взрослый «хоббит». Понятие «хоббит» - уменьшительное определение начинающего танцора от слова «Хобби». Как правило, причины тут две: первая – лень, вторая – отсутствие средств. Самое первое заблуждение заключается в том, что каждый начинающий ЛУЧШЕ чем преподаватель знает, сколько и как ему надо заниматься. Предложения преподавателя почти всегда расцениваются как дополнительный развод на деньги. Особенно когда преподаватель настаивает на дополнительных индивидуальных занятиях. Мол, типа, мы на общие ходим вот там и учите. Скажу прямо, что за час занятия с группой преподаватель получает гораздо больше денег, чем от того же часа индивидуалки. Поэтому чисто в финансовом плане ему выгодней вообще убрать индивидуалки и оставить только общие занятия. Одна беда – в этом случае уровень танцевания его пар будет не выше социального, то есть никакой. Второе заблуждение заключается в том, что у большинства устойчивое убеждение: индивидуалки стоит брать, когда уже как то танцуешь. Мало кто составляет себе труд задуматься, что самая первая усвоенная техника является самой крепкой. И если азы сразу взять правильно, что на группе сделать просто не реально, то развитие пойдет в разы быстрей. Я скажу больше, научиться танцевать хоть сколько-то правильно невозможно без индивидуальных занятий. И если преподаватель намекает вам, что пора бы уже и на индивидуалки начать ходить, значит он хочет увидеть у вас результат. Существует и обратный перегиб. Люди посетившие индивидуальное занятие понимают, что в плане обучения это гораздо эффективней чем групповое. А раз результат тот же зачем платить больше и перестают ходить на группу. У таких людей тоже нет шансов сколько-нибудь реально затанцевать. Потому, как любое индивидуальное занятие надо еще и втанцевать самостоятельно, желательно с помехами в виде других пар. Резюмировать системный подход к занятиям можно следующим образом: Системным подходом нужно считать систематические (без пропусков) посещения общих занятий, регулярные индивидуальные от 1 до сколько позволяет время, деньги и здравый смысл (я бы порекомендовал не менее 2х в неделю), обязательное посещение проводимых в клубе семинаров и участие во всех турнирах рекомендованных преподавателем. Чем выше будет ваш танцевальный уровень тем системней и больше вам предстоит заниматься, чтоб расти дальше. По опыту пар, занимающихся у меня могу сказать, что, дойдя до определенного уровня, они расслабились и продолжают заниматься с той же или меньшей интенсивностью, что очень явно сказывается на их развитии. Причины обычно очень объективны: другие увлечения, сторонние нагрузки, отсутствие средств, праздники и т.д. Но, если вы хотите танцевать, вам рано или поздно, обычно рано, приходится выбирать между: «заниматься любой ценой» и результатом в виде социального танцевания. 95% в конечном итоге ломаются, оставаясь на уровне социального уровня. 3. В народе очень распространено мнение: «Если нет толку ни в каком виде спорта - иди в бальные танцы». Я даже не утрирую. Очень часто нормальные пацаны бросают танцы потому, что отец этот вид спорта за спорт не считает и не скрывает этого. Авторитет отца очень много значит для мальчика-танцора. Опять же, очень важно чтоб у бальника был бойцовский характер. У людей без амбиций шансов затанцевать нет. Поэтому всяк входящий в бальные танцы должен развивать в себе этот характер способный сломать все преграды, но добиться желаемого. Очень важна уравновешенная психика. Танцевать бальные танцы можно только закалив свою психику. Когда мы смотрим шикарную бальную пару, нам кажется, что они все так легко и непринужденно делают… На самом деле 90% времени тренировок эта пара недовольна своим танцеванием. Причем чем выше уровень пары, тем это недовольство все глубже и обоснованней. Все дело в том, что понимание «как надо станцевать» приходит раньше умения это сделать. Вот пара часами топчет паркет изводя друг друга и тренера чтоб решить эту задачу. Только огромная воля, упорство и железные нервы не позволяют все взять и бросить к чертовой матери. Непобедимые комплексы и фобии. Отдельная песня. Я не зря упомянул в начале пункта про толк. Достаточно часто в бальные танцы отдают застенчивых детей либо туда идут застенчивые взрослые. Если тренеру не удается убить в подопечном робость, застенчивость, лень то шансов затанцевать нет никаких. Тут либо надо осознать и побороть в себе излишнюю скромность и мягкость характера, либо идти в другие танцы, либо смириться с уровнем «социалки». 4. Мир в паре и за ее пределами. Одна из краеугольнейших проблем в бальных танцах. Я сейчас рассмотрю только вариант спортивных бальных танцев, ибо только там народ имеет шанс затанцевать. В социальных танцах эта проблема стоит намного меньше или вообще не стоит. По мнению большинства продвинутых танцоров отношения в паре должны быть чисто деловыми. Но так как подавляющее большинство продвинутых танцоров это молодежь и взрослые до 25 лет, то это мнение, на мой взгляд, актуально только тем танцорам, которые либо еще дети, либо не планируют ни каких серьезных семейных отношений в ближайшее время. Взрослым танцорам старше 25 скорей подходит вариант, когда в паре муж и жена. По моему глубокому убеждению, ни один нормальный человек, находясь в браке, не будет терпеть ЕЖЕДНЕВНОЕ отсутствие своей второй половины по вечерам и выходным сколь-нибудь разумно долго. Но танцевание семейной парой имеет и серьезный недостаток. Как я писал выше, для достижения результатов партнерам приходится изводить друг друга и тренера повышенными требованиями. У меня 98% всех разногласий с женой происходит на паркете или в связи с ним. Далеко не каждый это способен вынести, но абсолютно каждый имеет претензии к партнерам во время танца. Требуется умение в таких условиях поддерживать адекватные отношения. У кого это получается, шансы затанцевать есть. Но совсем нет шансов у тех, кто пары не имеет. Поэтому крайне важно с первых дней постараться решить вопрос с ПОСТОЯННЫМ партнером(шей). Чем чаще вы будете без пары или постоянно менять партнеров(ш), тем ниже ваши шансы на успех. И я очень рекомендую прислушиваться к мнению преподавателя в этом вопросе. Преподаватель более компетентно может оценить обучаемость каждого человека в отдельности, его цели, габариты и на основании этого сформировать пары. 5. Участие в турнирах. Смешной вопрос для спортсмена-бальника. Он просто для него очевиден. Зато совсем не очевиден для начинающего. Как наверно стало понятно из вышеизложенного, путь к совершенству в бальных танцах лежит только через спорт. Нет ни одного сносно танцующего бальника не участвовавшего в турнирах. Причем понятие «сносно» тоже очень растяжимо. Об искусстве в бальных танцах можно говорить когда есть достаточно серьезный уровень, а до того момента это скорей борьба, чем искусство. Поэтому реально развивающийся бальник, не важно в каком он возрасте и когда он начал, если он хочет развиваться регулярно участвует в турнирах. Это как экзамен, который заставляет не только выкладываться по максимуму и физически и психологически, но и как самый могучий стимул к собственному развитию. Во-первых всегда хочется переплясать соперников, во-вторых уродцем выглядеть никому не хочется и приходится заниматься более активно и вдумчиво. Глубочайшее заблуждение начинающего балльника в том, что он хочет сперва научиться танцевать, а потом на турнир… Танцевать без участия в турнирах еще никто не начал. Хотя многие наивно считают себя хорошими танцорами. Поэтому кто хочет себя реализовать в бальных танцах, должен разорвать этот порочный круг и выходить на турниры с тем, что есть на сейчас, а не ждать своего совершенства… Все, что описывалось выше,актуально как для детей, так и для взрослых. За детей, правда, решают взрослые, им и думать насколько ребенок себя реализует в бальных танцах. Есть еще один нюанс по взрослым. Достаточно большое количество людей в возрасте осознано приходит в бальные танцы. Но, осознав все тяготы и лишения обучения, осознано из этих танцев и бегут. Когда бежит лентяй, это не страшно. Хуже когда человек бежит от «безысходности»! Очень многие считают, что реально затанцевать, начав во взрослом возрасте, просто не реально. Я тоже упомянул совершенно разный уровень для тех, кто с детства и для тех кто не очень… Но Д-класс в глазах любого обывателя, не варящегося в бальной кухне, воспринимается как профессионал. Опять же Д-класс это минимальный уровень, на мой взгляд, который дает право человеку гордо сказать: «Я занимался или занимаюсь бальными танцами». Это далеко не потолок. Особо упертые идут дальше. Я на данный момент дотанцевался до В-класса, куча моих соперников в возрасте имеет уже классы от С до А. Все дело тут в вопросе о шансах и чем ради них мы готовы жертвовать! Если вы попробуете придерживаться вышеописанных советов и у вас есть шансы стать звездой паркета. Важно в это верить и найти преподавателя, который за вас возьмется по настоящему. Далеко не в каждом клубе преподаватели в этом плане оптимисты. ©Костарев Сергей (ТСК "Созвездие"). При перепечатке ссылка на автора и источник обязательна. |